• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:34 

Наоми;)
Наоми
Какой у нас там скоро праздник? :yogi:

22:28 

навеяно предыдущим постом...

Ishayahu
тогда спросим так:
1) что можно считать спамом в сообществе, посвященном иудаизму? (основной целью все же задумывался иудаизм, а не околоеврейская жизнь)
2) при минимальной активности остальных посетителей (вопросы на тему "кто где на праздник" не вписываются все же в рамки сообщества, см. предыдущий вопрос) как можно определять пожелания публики?

если есть конструктивные предложения, то прошу высказываться, не стесняйтесь)

15:38 

Спам в сообществе...

Ozen
To be continued...
Не хочу сказать ничего плохого... но спам (лекции и длинные посты которые никто не читает), слегка утомил.

Вопрос: Нужны лекции с большими постами?
1. Нет, надоело 
1  (9.09%)
2. Пусть будут, но я не читаю 
4  (36.36%)
3. Всё равно 
1  (9.09%)
4. Нет, и читать не буду 
2  (18.18%)
5. Да, читаю 
3  (27.27%)
Всего: 11
23:06 

Письмо Ребе к Песаху 5743

elishevale
Праздник Песах называется часто "временем нашей свободы". Это относится не только и не столько к свободе физической, как освобождение из под власти фараона, но и к освобождению духовному.
Целью выхода из Египта, из рабства, было получение Торы. Именно в этом выражается настоящая "еврейская" свобода.
Когда еврей подвержен влиянию со стороны нееврейского мира, когда он придает ему важность, стыдится перед ним, учитывает его мнение - это все еще порабощение.
Но даже когда еврей начинает жить, строя свою шкалу ценностей только по Торе, устной и письменной, это еще не окончательная свобода. Пока еще он находиться в плену у себя, у своих природных желаний и стремлений.
И только когда человек выходит за пределы того, чего хочет он, и оринтируется лишь на желание Всевышнего - только тогда его можно назвать по настоящему свободным.

23:00 

Почему шабос агодоль установлен в субботу, а не 10 нисана

elishevale
Шабос агодоль установлен, как мы уже говорили, в честь чуда, которое произошло перед выходом из Египта, 10 нисана, которое в тот год выпало на субботу. И с тех пор его отмечают всегда в субботу перед Песахом.
Обычно, все праздиники устанавливаются в соответствии с датой, в котороую случилось то или иное событие, ставшее причиной праздика. Но тут праздик не связан с датой, а связан с днем недели, в котором это событие произшло. В чем причина этого?
читать дальше

22:55 

Как связано с евреями чудо, произошедшее в шабос агодоль

elishevale
Шабос перед Песахом называется "Шабос агодоль (большая суббота)". Причина этого объясняется в Шульхан Арухе, что "это то, что сказано в Тегелиме (136) "поразивший Египет первенцами...", то есть когда евреи взяли себе овец, чтобы зарезать их в пасхальную жертву, им было приказано держать их у себя 4 дня, с 10 по 14 ниссана. Египтяне собирались и спрашивали: "Зачем вы это делаете?" Отвечали на это евреи, что они хотят принести их в жертву, так как в ночь с 14 на 15 Всевышний должен был поразить всех первенцев, и чтобы этого не случилось с ними, евреи приносят жертву. Тогда первенцы египтян собрались и пошли к фараону, требуя, чтобы он отпустил евреев, так как иначе они все погибнут. Но фараон не согласился. Тогда первенцы восстали против фараона и разыгралась гражданская война. И про это написано "поразивший Египет первенцами".
Но на первый взгляд, это все касается исключительно египтян. Почему в честь этого надо было устанавливать специальное событие, да еще и на все поколения?
Ответ на это в следующем.
Цель еврея - достичь цельности. Для этого он должен приложить все свои силы. Но это не единственная его ззадача. Он должен так же заботиться, чтобы и мир достиг своего максимума, исполнял по полной возложенную на него задачу.
РАМБАМ (раби Мойше бен Маймон, известный еврейский кодификатор алохи) пишет в качестве закона: "Повелел Мойше рабейну... заставлять всех приходящих в мир принимать на себя выполнение заповедей возложенных на них". На народы мира возложены 7 заповедей сыновей Ноаха, и евреи заповедованы влиять на остальных, чтобы они выполняли свои заповеди.
Эта задача лежит на евреях постоянно, в любом месте, в любое время и в любом положении. Так же, когда они находились в Египте, в рабстве у фараона, которому Всевышний поручил отсолать евреев, хотя они и не могли влять на фараона, чтобы он выполнил приказ Ашема, но в любом случае, они должны были стараться, чтобы заставить всех жителей мира выполнять повление Всевышнего. И получается, что когда египетские первенцы просили фараона отпустить евреев, они выполняли задачу, которая лежала на евреях - влиять на других, чтобы те выполняли повеления Всевышнего. Поэтому у этого чуда есть связь с евреями.
Поэтому и установили шабос агодоль на все поколения, так как евреи всегда должны помнить, что на них возложена задача влиять на мир, чтобы тот признал своего Творца и выполянл Его волю. И когда еврей идет в открытую по пути Торы и заповедей (как поступили тогда евреи, взяв ягнят на глазах у всех, как мы упоминали в более ранней беседе), тогда он влияет и менят весь окружающий его мир.


02:10 

Фильм про Песах

Усмешку мы горькую прячем: не знает никто на земле, что живы в народе бродячем потомки былых Королей. (с) Эльрин
Коротенький и милый. Кто знает английский или иврит - смотрите.
http://www.aish.com/hebrewsite/movies/mrvip/default.asp

00:27 

Филью ди Санту
Здравствуйте! В последнее время мой интерес к иудаизму столь сильно возрос, что не могу более его скрывать и начинаю изучение сей религии. Я надеюсь, что в этом сообществе мне в помощи отказано не будет, помощи же прошу следющей: если это возможно, не могли бы вы дать ссылки на сайты (надеюсь, таковые есть), где можно ознакомиться с молитвами (обязательно с оригинальным текстом и переводом) и ритуалами иудаизма. Кроме того, пожалуйста, порекомендуте какую-нибудь хорошую литературу по вероучению, Танаху и прочему.
Кстати, уверен, тут про эту книгу знают, но не могу удержаться, чтоб про нее не сказать - всем рекомендую почитать книгу И. Р. Тантлевского "Введение в Пятикнижие" - это первое (!) в России исследование Торы (в ее оригинальном варианте). Я просто потрясен этой книговиной.
Заранее благодарю.

18:15 

Цав

elishevale
Написано в нашей недельной главе: "А вот закон мирной жертвы...если кто-либо в благодарность принесет жертву...". на первый взгляд, в прошлой недельной главе мы уже говорили о мирных жертвах, зачем Тора повторяется? Объясняет это РАШИ, что тут речь идет о благодарственном жертвоприношении, которое приносят "спускающиеся (отправляющиеся в плавание) в море, пересекающие пустыню, выведенные из заключения в темнице и вылечившийся от болезни (см. Тегелим 107)".
читать дальше


08:45 

Песах

yamit
Ув. евреи! Недавно узнала, что раввины постановили, что в Песах нельзя курить. Бумага, в которую обернут табак, содержит крахмал-хамец. Все подробности у ближайшего раввина.Песах кашер весамеах!

11:45 

Мишна "Сойта", глава 9, мишна 14

elishevale
Когда умер раби Меир, исчезли примеры.
Когда умер бен Азай, исчезло старание.
Когда умер бен Зойма, исчезли толкователи.
Когда умер раби Иошуа, исчезло добро из мира.
Когда умер рабон Шимон бен Гамлиэль, пришла саранча и умножились страдания.
Когда умер раби Элозар бен Азарья, прекратилось богатство у мудрецов.
Когда умер раби Акива, пропал почет Торы.
Когда умер раби Ханина бен Доса, исчезли чудотворцы.
Когда умер раби Йосей Катнуса, прекратились благочестивые....
Когда умер рабон Йоханан бен Закай, пропало сияние мудрости.
Когда умер рабон Гамлиэль Азокен, исчез почет Торы...
....
Когда умер Раби, исчезла скромность и боязнь греха.
....

11:56 

ЕВРЕИ!!!!

ilan
Я лежу на дне залива, а кругом полно поживы, все что мимо проплывет, то отправится мне в рот. Мне тирану весело, мне тирану здорово
Народ, только без шуток, никому на время с 1 по 22 апреля помошник юриста не нужен?

17:41 

Миква

elishevale
Миква
Откуда знаем про нее? Написано в Торе, что тумной должен окунуться в микве маим, то есть в воды, собранные вместе - либо источник либо колодец миквы, в который собирались дождевые воды.читать дальше

17:10 

Ваикро

elishevale
Ваикро.
Написано в нашей недельной главе: " и вернет кражу, которую украл,... Про которую клялся ложно... И добавит пятую часть". То есть, тот, кто украл что-то у товарища, поклялся, что не делал этого, а потом сознался в своем проступке - обязан вернуть ураденную вещь и добавить пятую часть от ее стоимости.
Объясняет комментатор торы "кли якар" (которого называют по названию его книги):
Почему недостаточно вернуть кражу? Зачем надо добавлять пятуб часть? Тем самым ты возмещаешь ущерб хозяину предмета. Так как если бы ты его не украл - он мог бы пустить его в оборот и заработать на этом денег.
То есть во время возвращения кражи необходимо компенсировать все стадания, кторые человек ею причинил. Поэтому и добавляют пятую часть, как компенсацию утерянной выгоды владельца вещи.
И тот же закон работает в случае, когда ты стыдишь человека или наносишь ему какой либо ущерб. Не достаточно всего лишь пожалеть о содеянном, надо компенсировать товарищу все страдания, вызванные твоим поступком.
Йецер а-ра может возразить на это: "Все же происходит по б-жественному провидению! Если так с ним произошло, значит такова воля Всевышнего! При чем тут ты? Вовсе не надо просить у него прощения. Или ро крайней мере этого достаточно, не надо утруждать себя больше!"
Но на самом деле,говорит нам Тора, это не так. И даже наоборот - надо не только сожалеть о срдеянном поступке, но и стараться любым образом компенсировать товарищу причиненные ему страдания.

23:02 

Обычаи седера у Ребе

elishevale
Обычаи лейл седер у Ребе.
1) От имени ребе РАШАБА: "надо думать в течении седера, что надо быть человеком. Особенно, когда открывают дверь для Элиягу Анови. Не проси материального, проси духовного".
2) Не полагаемся на память, а все делаем по сидуру. Было две агоды, Ребе и Аризаля, и он смотрел параллельно. Перед каждым отрывком читал то, что написано маленькими буквами [указания].
3) Накрытие кеары делаем после маарива, перед кидушем.
4) Ребе накрывал кеару стоя, по поряд, написанному в агоде, то есть сначала мацу, потом на ней накрывал кеару.
5) каждому хорошо иметь кеару (поднос под мацой) по каболе
6) Использовал только мацот, которые пекли в эрев Песах после хацота (полудня). Ребе РАШАБ сам присутствовал во время выпечки мацы и говорил в это время Галлель. Ребе присутствовал только при наборе воды.
7) Использовал только вогнутую мацу.
8) Виды клали непосредственно на кеару, не на тарелочки. Но под харосет по некоторым сведениям клали несколько салфеток, так как там влажность.
9) Для зроа берут горышко курицы. С него снимаю ПОЧТИ все мясо, чтобы было как можно меньше похоже на жертву.
10) Яйцо вареное. Даже когда [яйцо едят в память о жертве хагиге, которую ели только если эрев песах выпал на будни. Если выпал на шабат - не приносили] эрев песах выпадает на шабат - обычай, что все равно кладут яйцо.
11) Ребе всегда клал яйцо с целой скорлупой, не бил ее, чтобы оно ровно стояло на кеаре.
12) Марор и хазерет - берут салат И тертый хрен. Ребе кроме этого добавлял кусок целого хрена. Ребе брал много хрена. [Хотя есть проблемма есть столько хрена, сколько ты не можешь перенести.]
13) Харосет: Ребе клал харосет еще без вина ножом и клал на кеару. Ребе клал немного харосета и клал в подставку из под стакана с вином.
14) Карпас: стараться надо брать лук. Но женщины могут брать картошку. Кладут на кеару лук с кожурой.
15) Ребе использовал большой кос обязательно без ножки. Четыре пальца согнуты, большой лежит с боку ладони.
16) Ребе никогда не использовал вино из изюма.
17) Ребе обычно сам наливал себе бокалы. И был против того, чтобы ему налили. Но в агоде написал, что "не устрожаемся", чтобы другой налил, так как у предыдущего ребе видел один раз, как ему налили в стакан.
18) Наливают полный стакан, даже чтобы перелилось через край.


22:59 

Ваикро

elishevale
Ваикро.
В книге "Ваикро" говорится в основном о жертвоприношениях - самой основной и важной работе, которую совершали в сначала Мишкане, а потом в Храме.
Первая жертва, которую приносили с утра - это было утреннее постоянное всесожжение, и последней жертвой дня так же было постоянное всесожжение (томид), которое делали вечером. (Сейчас в память об этом установленны утренняя и дневная молитва).
Томид учит нас постоянному порядку в служении Всевышнему, которое требуется от каждого еврея. Всевышний не требует от нас принести все, что у нас есть Ему в дар. Томид состоял из одного барана, и некоторого количества вина и масла, немного муки и соли. Немного от животных, немного от растений и немного от неживой природы.
Томид являлся общинной жертвой, которую приносили от всей общины Израиля. И каждому не требовалось покупать отдельного барана - все давали лишь некоторую сумму денег, на которую потом покупали общинные жертвоприношения. Таким образом получалось, что каждый приносил лишь маленькую часть от каждой жертвы, которую приносили каждый день.
Всевышний не требует от нас отдать Ему все. Очевидно, что важность нашего приношения заключалась не в количестве отданного, а в образе отдачи, каким образом еврей отдает себя Всевышнему. Всевышний требует от неас немного, но от чистого чердца, с радостью и желанием служить Ему. И когда еврей делает свою часть общей работы с радостью - тогда ему приходит благословение от Всевышнего.
***
Томид не приносили в течение всего дня. Один раз утром, в начале дня, а один раз вечером, в конце дня. Но тем неменее, эта жертва называется "томид" - постоянной. То есть, даже не смотря на строгие рамки жертвоприношения, сама жертва влияет на все оставшееся время.
Когда еврей начинает свой день с жертвы - приближения ("корбан", жертва - однокоренное слово со словом "приближение") ко Всевышнему, то тогда его действие не ограниченно времяными рамками, но тянется постянно ("постояннство" - еще одно значение слова "томид"), и влияет на целый день.
Так и начинает свой день еврей. Только открыв глаза он произносит "Мойде ани..." - "Благодарю Тебя, Властелин живой и вечный, за то, что возвратил мне мою душу по великой милости Своей. Велика моя вера в Тебя". Этими словами еврей приносит свой томид, ссвою утреннюю жертву, начинает свой день. И когда день начинается с признания над собой царской власти Всевышнего, тогда и все поведение в течении остальной части дня ("томид" - "постоянный") будет в образе приближения ("Корбан" - жертва, приближение) ко Всевышнему.

07:46 

Шир а ширим

Ozen
To be continued...
Где бы взять её на русском? И желательно в инете...

10:17 

людиии! помогите!

Лучше будь осторожен, мечник. Хан разозлился.
какого числа начинается Песах?

00:02 

elishevale
Продажа хомеца
В чем идея продажи хомеца, если все равно в конце сразу точно пользуемся? То есть как игра, хитрость,как обойти алоху.
Есть такие,которые говорили, что так как запрет дерабонан - можно так делать. Но АР [Альтер Ребе]доказывает, что это не так. Они думали что из-за эфкера отказался от хомеца и продовать уже нечего. АР говорит, что то, что продаем - не может быть эфкер=> не продав - нарушаем Тору. И обходим это как будто игрой.читать дальше

23:59 

elishevale
Ваякэль
В начале недельной главы Мойше рабейну передает сынам Израиля повеление Всевышнего: "Шесть дней пусть делается работа, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота суббот Всевышнему..."
То есть, для того, чтобы соблюдение субботы было как положео в начале требуется подготовка из шести буднечных дней, на которые мы заповедованы "шесть дней пусть делается работа". Однако, в стихе не сказано "делай работу", то есть, занимайся матреильными делами, беги за заработком. Написано наоборот: "делается работа", другими словами, работа должна делаться сама по себе, выполняться без усиленного труда, пошружения в нее с головой и каких-то специальных действий.
И из языка стиха можно понять, что это не только повеление евреям, но и благословение им. Так сказали наши мудрецы: "В то время, когда евреи выподняют работу Всевышнего (служат Ему) - их работу делают другие". То есть тогда, когда еврей полностью отдает себя служению Всевышнему - Всевышний находит способ обеспечить его нужды через других, так чтобы еврей был свободен. Так же написано в трактате мишны "Авойс (Поучения отцов)": "раби Нехунья бен hаркана говорит: "с каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя властей и труда..." (Авойс 3:5).
Но это еще и указание евреям, как они должны заниматься своей работой в этом мире. Хотя на еврея и возложена забота о пропитании себя и своих домочадцев, но не смотря не это, в нее запрещено погружаться полностью. Этим заботам Можно отдавать лишь свои "внешние" силы. Как мы уже говорили раньше, об этом говорит стих из псалмов: "когда труд рук(!) твоих будешь есть - счастлив ты и хорошо тебе". Только "руки" должны быть заняты в заработке денег, голова же и сердце должны быть все время заняты работой Всевышнему. Ведь на самом деле обогащает не труд, а благословение Всевышнего, а его можно получить, только служа Ему, выполняя то, что Он повелел, не погружать в работу мозг и сердце. А когда есть благословение Всевышнего, тогда достаточно минимального труда руками - и результат будет гораздо больше, чем можно было бы себе представить.
И когда еврей так отностися к своей будничной работе, то его шабос тоже проходит как положено. Если человек полностью погружен в дела, в бизнесс в течении будней - он не может освободиться от этого даже в субботу, и хотя он может даже ничего не делать - мысли его полностью в делах, и его суббота по сути ни чем не отличается от будней. Но если в свою рабу человек погружает Только руки, а голова остается свободной для служения Всевышнему - тогда и суббота проходит как святой день. Это и есть "суббота суббот ("шабат" на иврите однокоренное слово со словом "отдыхать")" - полное успокоение от труда. В мыслях и действии.

Иудаизм и все-такое

главная