• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: elishevale (список заголовков)
17:58 

Пожалуйста, читайте Теилим за МОЙШЕ ЙЕУДА бен ШЕВА РОХЕЛ

elishevale

Please Say Tehillim (Pray) For Moshe Yehudah Ben Sheva Rochel He is getting married and he was Diagnosed with Leukemia R''L and the wedding is now on Hold Please Forward to 18 people

Thanks

Leibel

--
Leibel & Goldie Baumgarten
Chabad Lubavitch of the Hamptons
Lubavitch Of The East End
13 woods Lane
East Hampton NY 11937

23:06 

Письмо Ребе к Песаху 5743

elishevale
Праздник Песах называется часто "временем нашей свободы". Это относится не только и не столько к свободе физической, как освобождение из под власти фараона, но и к освобождению духовному.
Целью выхода из Египта, из рабства, было получение Торы. Именно в этом выражается настоящая "еврейская" свобода.
Когда еврей подвержен влиянию со стороны нееврейского мира, когда он придает ему важность, стыдится перед ним, учитывает его мнение - это все еще порабощение.
Но даже когда еврей начинает жить, строя свою шкалу ценностей только по Торе, устной и письменной, это еще не окончательная свобода. Пока еще он находиться в плену у себя, у своих природных желаний и стремлений.
И только когда человек выходит за пределы того, чего хочет он, и оринтируется лишь на желание Всевышнего - только тогда его можно назвать по настоящему свободным.

23:00 

Почему шабос агодоль установлен в субботу, а не 10 нисана

elishevale
Шабос агодоль установлен, как мы уже говорили, в честь чуда, которое произошло перед выходом из Египта, 10 нисана, которое в тот год выпало на субботу. И с тех пор его отмечают всегда в субботу перед Песахом.
Обычно, все праздиники устанавливаются в соответствии с датой, в котороую случилось то или иное событие, ставшее причиной праздика. Но тут праздик не связан с датой, а связан с днем недели, в котором это событие произшло. В чем причина этого?
читать дальше

22:55 

Как связано с евреями чудо, произошедшее в шабос агодоль

elishevale
Шабос перед Песахом называется "Шабос агодоль (большая суббота)". Причина этого объясняется в Шульхан Арухе, что "это то, что сказано в Тегелиме (136) "поразивший Египет первенцами...", то есть когда евреи взяли себе овец, чтобы зарезать их в пасхальную жертву, им было приказано держать их у себя 4 дня, с 10 по 14 ниссана. Египтяне собирались и спрашивали: "Зачем вы это делаете?" Отвечали на это евреи, что они хотят принести их в жертву, так как в ночь с 14 на 15 Всевышний должен был поразить всех первенцев, и чтобы этого не случилось с ними, евреи приносят жертву. Тогда первенцы египтян собрались и пошли к фараону, требуя, чтобы он отпустил евреев, так как иначе они все погибнут. Но фараон не согласился. Тогда первенцы восстали против фараона и разыгралась гражданская война. И про это написано "поразивший Египет первенцами".
Но на первый взгляд, это все касается исключительно египтян. Почему в честь этого надо было устанавливать специальное событие, да еще и на все поколения?
Ответ на это в следующем.
Цель еврея - достичь цельности. Для этого он должен приложить все свои силы. Но это не единственная его ззадача. Он должен так же заботиться, чтобы и мир достиг своего максимума, исполнял по полной возложенную на него задачу.
РАМБАМ (раби Мойше бен Маймон, известный еврейский кодификатор алохи) пишет в качестве закона: "Повелел Мойше рабейну... заставлять всех приходящих в мир принимать на себя выполнение заповедей возложенных на них". На народы мира возложены 7 заповедей сыновей Ноаха, и евреи заповедованы влиять на остальных, чтобы они выполняли свои заповеди.
Эта задача лежит на евреях постоянно, в любом месте, в любое время и в любом положении. Так же, когда они находились в Египте, в рабстве у фараона, которому Всевышний поручил отсолать евреев, хотя они и не могли влять на фараона, чтобы он выполнил приказ Ашема, но в любом случае, они должны были стараться, чтобы заставить всех жителей мира выполнять повление Всевышнего. И получается, что когда египетские первенцы просили фараона отпустить евреев, они выполняли задачу, которая лежала на евреях - влиять на других, чтобы те выполняли повеления Всевышнего. Поэтому у этого чуда есть связь с евреями.
Поэтому и установили шабос агодоль на все поколения, так как евреи всегда должны помнить, что на них возложена задача влиять на мир, чтобы тот признал своего Творца и выполянл Его волю. И когда еврей идет в открытую по пути Торы и заповедей (как поступили тогда евреи, взяв ягнят на глазах у всех, как мы упоминали в более ранней беседе), тогда он влияет и менят весь окружающий его мир.


18:15 

Цав

elishevale
Написано в нашей недельной главе: "А вот закон мирной жертвы...если кто-либо в благодарность принесет жертву...". на первый взгляд, в прошлой недельной главе мы уже говорили о мирных жертвах, зачем Тора повторяется? Объясняет это РАШИ, что тут речь идет о благодарственном жертвоприношении, которое приносят "спускающиеся (отправляющиеся в плавание) в море, пересекающие пустыню, выведенные из заключения в темнице и вылечившийся от болезни (см. Тегелим 107)".
читать дальше


11:45 

Мишна "Сойта", глава 9, мишна 14

elishevale
Когда умер раби Меир, исчезли примеры.
Когда умер бен Азай, исчезло старание.
Когда умер бен Зойма, исчезли толкователи.
Когда умер раби Иошуа, исчезло добро из мира.
Когда умер рабон Шимон бен Гамлиэль, пришла саранча и умножились страдания.
Когда умер раби Элозар бен Азарья, прекратилось богатство у мудрецов.
Когда умер раби Акива, пропал почет Торы.
Когда умер раби Ханина бен Доса, исчезли чудотворцы.
Когда умер раби Йосей Катнуса, прекратились благочестивые....
Когда умер рабон Йоханан бен Закай, пропало сияние мудрости.
Когда умер рабон Гамлиэль Азокен, исчез почет Торы...
....
Когда умер Раби, исчезла скромность и боязнь греха.
....

17:41 

Миква

elishevale
Миква
Откуда знаем про нее? Написано в Торе, что тумной должен окунуться в микве маим, то есть в воды, собранные вместе - либо источник либо колодец миквы, в который собирались дождевые воды.читать дальше

17:10 

Ваикро

elishevale
Ваикро.
Написано в нашей недельной главе: " и вернет кражу, которую украл,... Про которую клялся ложно... И добавит пятую часть". То есть, тот, кто украл что-то у товарища, поклялся, что не делал этого, а потом сознался в своем проступке - обязан вернуть ураденную вещь и добавить пятую часть от ее стоимости.
Объясняет комментатор торы "кли якар" (которого называют по названию его книги):
Почему недостаточно вернуть кражу? Зачем надо добавлять пятуб часть? Тем самым ты возмещаешь ущерб хозяину предмета. Так как если бы ты его не украл - он мог бы пустить его в оборот и заработать на этом денег.
То есть во время возвращения кражи необходимо компенсировать все стадания, кторые человек ею причинил. Поэтому и добавляют пятую часть, как компенсацию утерянной выгоды владельца вещи.
И тот же закон работает в случае, когда ты стыдишь человека или наносишь ему какой либо ущерб. Не достаточно всего лишь пожалеть о содеянном, надо компенсировать товарищу все страдания, вызванные твоим поступком.
Йецер а-ра может возразить на это: "Все же происходит по б-жественному провидению! Если так с ним произошло, значит такова воля Всевышнего! При чем тут ты? Вовсе не надо просить у него прощения. Или ро крайней мере этого достаточно, не надо утруждать себя больше!"
Но на самом деле,говорит нам Тора, это не так. И даже наоборот - надо не только сожалеть о срдеянном поступке, но и стараться любым образом компенсировать товарищу причиненные ему страдания.

23:02 

Обычаи седера у Ребе

elishevale
Обычаи лейл седер у Ребе.
1) От имени ребе РАШАБА: "надо думать в течении седера, что надо быть человеком. Особенно, когда открывают дверь для Элиягу Анови. Не проси материального, проси духовного".
2) Не полагаемся на память, а все делаем по сидуру. Было две агоды, Ребе и Аризаля, и он смотрел параллельно. Перед каждым отрывком читал то, что написано маленькими буквами [указания].
3) Накрытие кеары делаем после маарива, перед кидушем.
4) Ребе накрывал кеару стоя, по поряд, написанному в агоде, то есть сначала мацу, потом на ней накрывал кеару.
5) каждому хорошо иметь кеару (поднос под мацой) по каболе
6) Использовал только мацот, которые пекли в эрев Песах после хацота (полудня). Ребе РАШАБ сам присутствовал во время выпечки мацы и говорил в это время Галлель. Ребе присутствовал только при наборе воды.
7) Использовал только вогнутую мацу.
8) Виды клали непосредственно на кеару, не на тарелочки. Но под харосет по некоторым сведениям клали несколько салфеток, так как там влажность.
9) Для зроа берут горышко курицы. С него снимаю ПОЧТИ все мясо, чтобы было как можно меньше похоже на жертву.
10) Яйцо вареное. Даже когда [яйцо едят в память о жертве хагиге, которую ели только если эрев песах выпал на будни. Если выпал на шабат - не приносили] эрев песах выпадает на шабат - обычай, что все равно кладут яйцо.
11) Ребе всегда клал яйцо с целой скорлупой, не бил ее, чтобы оно ровно стояло на кеаре.
12) Марор и хазерет - берут салат И тертый хрен. Ребе кроме этого добавлял кусок целого хрена. Ребе брал много хрена. [Хотя есть проблемма есть столько хрена, сколько ты не можешь перенести.]
13) Харосет: Ребе клал харосет еще без вина ножом и клал на кеару. Ребе клал немного харосета и клал в подставку из под стакана с вином.
14) Карпас: стараться надо брать лук. Но женщины могут брать картошку. Кладут на кеару лук с кожурой.
15) Ребе использовал большой кос обязательно без ножки. Четыре пальца согнуты, большой лежит с боку ладони.
16) Ребе никогда не использовал вино из изюма.
17) Ребе обычно сам наливал себе бокалы. И был против того, чтобы ему налили. Но в агоде написал, что "не устрожаемся", чтобы другой налил, так как у предыдущего ребе видел один раз, как ему налили в стакан.
18) Наливают полный стакан, даже чтобы перелилось через край.


22:59 

Ваикро

elishevale
Ваикро.
В книге "Ваикро" говорится в основном о жертвоприношениях - самой основной и важной работе, которую совершали в сначала Мишкане, а потом в Храме.
Первая жертва, которую приносили с утра - это было утреннее постоянное всесожжение, и последней жертвой дня так же было постоянное всесожжение (томид), которое делали вечером. (Сейчас в память об этом установленны утренняя и дневная молитва).
Томид учит нас постоянному порядку в служении Всевышнему, которое требуется от каждого еврея. Всевышний не требует от нас принести все, что у нас есть Ему в дар. Томид состоял из одного барана, и некоторого количества вина и масла, немного муки и соли. Немного от животных, немного от растений и немного от неживой природы.
Томид являлся общинной жертвой, которую приносили от всей общины Израиля. И каждому не требовалось покупать отдельного барана - все давали лишь некоторую сумму денег, на которую потом покупали общинные жертвоприношения. Таким образом получалось, что каждый приносил лишь маленькую часть от каждой жертвы, которую приносили каждый день.
Всевышний не требует от нас отдать Ему все. Очевидно, что важность нашего приношения заключалась не в количестве отданного, а в образе отдачи, каким образом еврей отдает себя Всевышнему. Всевышний требует от неас немного, но от чистого чердца, с радостью и желанием служить Ему. И когда еврей делает свою часть общей работы с радостью - тогда ему приходит благословение от Всевышнего.
***
Томид не приносили в течение всего дня. Один раз утром, в начале дня, а один раз вечером, в конце дня. Но тем неменее, эта жертва называется "томид" - постоянной. То есть, даже не смотря на строгие рамки жертвоприношения, сама жертва влияет на все оставшееся время.
Когда еврей начинает свой день с жертвы - приближения ("корбан", жертва - однокоренное слово со словом "приближение") ко Всевышнему, то тогда его действие не ограниченно времяными рамками, но тянется постянно ("постояннство" - еще одно значение слова "томид"), и влияет на целый день.
Так и начинает свой день еврей. Только открыв глаза он произносит "Мойде ани..." - "Благодарю Тебя, Властелин живой и вечный, за то, что возвратил мне мою душу по великой милости Своей. Велика моя вера в Тебя". Этими словами еврей приносит свой томид, ссвою утреннюю жертву, начинает свой день. И когда день начинается с признания над собой царской власти Всевышнего, тогда и все поведение в течении остальной части дня ("томид" - "постоянный") будет в образе приближения ("Корбан" - жертва, приближение) ко Всевышнему.

00:02 

elishevale
Продажа хомеца
В чем идея продажи хомеца, если все равно в конце сразу точно пользуемся? То есть как игра, хитрость,как обойти алоху.
Есть такие,которые говорили, что так как запрет дерабонан - можно так делать. Но АР [Альтер Ребе]доказывает, что это не так. Они думали что из-за эфкера отказался от хомеца и продовать уже нечего. АР говорит, что то, что продаем - не может быть эфкер=> не продав - нарушаем Тору. И обходим это как будто игрой.читать дальше

23:59 

elishevale
Ваякэль
В начале недельной главы Мойше рабейну передает сынам Израиля повеление Всевышнего: "Шесть дней пусть делается работа, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота суббот Всевышнему..."
То есть, для того, чтобы соблюдение субботы было как положео в начале требуется подготовка из шести буднечных дней, на которые мы заповедованы "шесть дней пусть делается работа". Однако, в стихе не сказано "делай работу", то есть, занимайся матреильными делами, беги за заработком. Написано наоборот: "делается работа", другими словами, работа должна делаться сама по себе, выполняться без усиленного труда, пошружения в нее с головой и каких-то специальных действий.
И из языка стиха можно понять, что это не только повеление евреям, но и благословение им. Так сказали наши мудрецы: "В то время, когда евреи выподняют работу Всевышнего (служат Ему) - их работу делают другие". То есть тогда, когда еврей полностью отдает себя служению Всевышнему - Всевышний находит способ обеспечить его нужды через других, так чтобы еврей был свободен. Так же написано в трактате мишны "Авойс (Поучения отцов)": "раби Нехунья бен hаркана говорит: "с каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя властей и труда..." (Авойс 3:5).
Но это еще и указание евреям, как они должны заниматься своей работой в этом мире. Хотя на еврея и возложена забота о пропитании себя и своих домочадцев, но не смотря не это, в нее запрещено погружаться полностью. Этим заботам Можно отдавать лишь свои "внешние" силы. Как мы уже говорили раньше, об этом говорит стих из псалмов: "когда труд рук(!) твоих будешь есть - счастлив ты и хорошо тебе". Только "руки" должны быть заняты в заработке денег, голова же и сердце должны быть все время заняты работой Всевышнему. Ведь на самом деле обогащает не труд, а благословение Всевышнего, а его можно получить, только служа Ему, выполняя то, что Он повелел, не погружать в работу мозг и сердце. А когда есть благословение Всевышнего, тогда достаточно минимального труда руками - и результат будет гораздо больше, чем можно было бы себе представить.
И когда еврей так отностися к своей будничной работе, то его шабос тоже проходит как положено. Если человек полностью погружен в дела, в бизнесс в течении будней - он не может освободиться от этого даже в субботу, и хотя он может даже ничего не делать - мысли его полностью в делах, и его суббота по сути ни чем не отличается от будней. Но если в свою рабу человек погружает Только руки, а голова остается свободной для служения Всевышнему - тогда и суббота проходит как святой день. Это и есть "суббота суббот ("шабат" на иврите однокоренное слово со словом "отдыхать")" - полное успокоение от труда. В мыслях и действии.

14:16 

Ки Тисаן

elishevale
В начале нашей недельной главы сказано: "Когда сочтешь поголовно сынов Израиля... то дадут они каждый выкуп за свою душу Г-споду... половину шекеля..." (Шмойс 30:12-13).
Мойше рабейну, когда услышал это, не смог понять - каким образом половина шекеля сможет искупить души евреев? Всевышний в ответ на это показал ему огненную монету, и тем самым снял все вопросы Мойше рабейну.
Чтобы понять это, надо сначала понять, в чем именно заключался вопрос Мойше рабейну?
Для этого надо сначала сказать, что заповеди уподобленны человеческому телу. Каждой заповеди соответствует какой-то отдельный орган. Соответственно, есть заповеди, которые соответствуют, например, сердцу и голове - тем частям человеческого тела, от которых зависит вся его жизнь. Одной из таких заповедей является запрет идолопоклонства. Из этого понятно наказание за него - корес (отсечение души от ее источника - Всевышнего), так как нарушив эту заповедь мы лишаем жизни все остальные части тела, то есть убиваем свою душу.
Повеление о принесении половины шекеля было дано после греха золотого тельца (хотя в Торе это написано и до греха золотого тельца, но есть правило, что Тора не была записана в хронологическом порядке. Как нибудь при возможности мы это увидим). Таким образом, вопрос Мойше заключался в следующем: каким образом половина шекеля способна "воскрестить" душу?
Теперь надо понять ответ:
Дело в том, что "убийство" не затрагивает суть души. Суть души никак не может быть отделена от Всевышнего, так как это - частичка от Него. На это и намекает половина(!) шекеля, то есть, что душа - часть Всевышнего, поэтому она не может полностью отделиться от него.
Но просто понимания этого еще не достаточно. Необходимо, чтобы это (как и вообще все, что человек выучивает, приводило к действию, как сказали наши мудрецы: "больше величие изучения, так как оно приводит к действию") проявилось на деле. На это и намекает огненная монета в ответе Всевышнего Мойше рабейну.
Когда человек делает тшуву, проистекающую из осознания того, что своими грехами он губит частичку Всевышнего, которая находится в нем, и твердо решает больше не грешить, и более того, добавляет с новой силой в исполнении заповедей, и в особенности заповеди цдоки, то такая тшува способна спасти человека даже от такого тяжелого наказания.


20:56 

Заповедь Пурима

elishevale
Надо ли напиться?

Рабейну Эфраим: нет, так как видно из истории с Рабой и раби Зейрой
Остальные: да
Есть мнение: что только язык приводят из геморы, но всего лишь hидур мицва, не хиюв.

В наши времена - как рабейну Эфраим (при ходаш), (таз) что Рамо как рабейну Эфраим. Но болш. ост - как алоха.

В чем размер?

Три ступени:
Шатуй - выпил ревиис вина (не в трапезе) и голова работает (может говорить с царем).
Шикор - путается в словах, голова уже не работает.
Обоим запрещено молиться. Но бедиевет - шатуй вышел, шикор - нет.
Шикор кеЛот - не чувствует вообще что происходит и что делает. (не знает что делает, или не понимает, что делает - спор).(надо ли, чтобы помнил, что делал вчера?).
Как шойте и котон леалоха.
В нашем случае? Почти никто не согласен, что третья. Есть спор шатуй(РАМО) или шикор.

Что значит "не видеть разницы"?

Леалоха - шатуй. (Ребе говорил, чтобы был один напившийся полностью и он бы вывел других. Видимо, что причина, что по кабале надо шикор кеЛот.) есть меньше, что шикор.
Шикор :
1)Гематрия "проклят Мордехай" и "благословен Аман" - то есть не может считать.
2)Йерушалми: был минаг, говорить при Амане - орур, при Мордехае - борух. Тут надо внимание, то есть не может следить.
3)Был раньше пиют, в кот. был написан как в Галеле "борху эс бейс...", после кот говорили "борух Мордехай" и "орур аман" через раз. Тоже надо следить
4)Чтобы не помнил седер, что сначала, борух или орур.
5)Не помнил историю, повешивание Амана или благосл. Мордехая, не помнит, что раньше в истории.
6)Не понимает смысл произносимого.
7)Надо уковониться против Амана в "орур Аман", а ему пофиг.
Шатуй
1)"Сфас Эмес" - "до, что не знает", но если шикор, до уже потур от мицвы, а пока не достиг - исполняет мицву. То есть "до", но не включительно.
2)Смеются, легкое поведение, может прикольнуться и перепуть специально.
3)Основное объяснение(РАМО): голова немного тяжелее, и он идет спать, и тогда не понимает разницу:)

Что делаем?

В каждом празднике есть то, что связано с ним. В Пурим все связано с вином. Поэтому и пьем вино в Пурим. (по Мнению шикор кеЛот, или идем
спать: написано "дни пира и веселья". что за веселье? Вино. Но и пир тоже? Значит, надо быть и пир без радости, то есть идти спать (от пьянства))

VAJNO: Esli chelovek, napivshis', sogreshit, propustit vremya chteniya "Shma" i molitvi, to eto voobshe NE VIPOLNENIE ZAPOVEDI, A GREH i yavlyaetsya zapreshennim po Alohe (evreiskomu Zakonu).


P.S. Budte vnimatelni: vse rassujdeniya na etu temu aktualni v osnovnom dlya mujchin, t.k. dannaya obyazannost' vozlojena TOLKO na mujchin. Devushkam mojno vzdohnut' s oblegcheniem.. :)

22:32 

elishevale
В кратце:
Последнее повеление, данное по поводу постройки Мишкана относилось к Золотому жертвеннику, который стоял в Койдеш (Святая), и на котором коэн два раза в день воскуривал воскурения :) смеси перед Всевышним. То, что это повелнение дано последним - указывает что то, на что оно намекает - является венцом служения человека Всевышнему. Мы можем выучить отсюда одно указание для нас.
В момент воскурения в Койдеш мог находиться только тот коэн, который воскуривал смесь, и больше никто. И в тот момент так присутствовал сам Всевышний.
Отсюда мы видим, что цель служения, то, к чему должен стремиться каждый - делать заповеди и добрые дела в тайне, не придавая их огалске. Человек не должен стремиться прославиться своей праведностью, наоборот, выполнение заповедей должно бытьтаким, чтобы об этом знали только саам человек и Всевышний, и тогда человек, который не гонися за оглаской, удостаивается присутствия Всевышнего.


22:29 

elishevale
Наша глава начинается повелением: <И возьмут тебе масла оливкового чистого... зажигать постоянно свечу> - повеление о зажигании Храмовой Меноры (не путать с ханукальной).читать дальше


14:35 

Трума

elishevale
Написано в нашей недельной главе: "сделпют мне Храм и я буду обитать среди них".
Из того, что сказано "среди них", а не "среди него (в нем)" делают наши мудрецы вывод, что посредством постройки Храма мы достигаем обитания Всевышнего в каждом из нас.
Что имеется ввиду? Когда еврей делает из своей материальности святилище Всевынему, учит Тору, выполняет заповеди, наполняет святостью свои повседневные дела - тогда в нем пребывает сам Всевышний.
Желание Всевышнего, что у него будет жилище в нижних мирах, в нашем
Материальном мире. Именно ради этого и был сотворен мир. Поэтому и Храм был сделан из обычных материалов, чтобы материальность нашего мира стала местом обитания Всевышнего.
Но когда каждый еврей освящает свою материальность, тогда достигается большее выполнение этого желания Всевышнего, еще более низкие уровни нашего мира становятся пригодными для обитания в них Всевышнего. Именно этим и выполняется истинное желание Всевышнего.
Материальный Храм был создан из различных материалов, дерева, камней, золота, меди и т.д. Материальность в данном случае не просто становилась местом обитания Ашема, она сама оборачивалась в святость. Так должно быть и в нашем случае, что все поступки еврея должны быть направлены только на служение Всевышнему, тогда они тоже становятся святы.
В этом связь нашей главы с прелыдущими:
В главе Итро через дарование Торы появилась потенциальная возможность наполнять материальность духовностью (более подробно смотри в одной их книг "Уроки Торы" либо на Итро либо на Шавуот). В главе Мишпотим нам даются заповеди, которые и служат связывающим звеном материи и духовности. Наша же глва говорит уже о связи со Всевышним даже того, что само по себе заповедью не является - камни, дерево и т.д.
То есть, частные дела человека, будничные его занятия тоже должны служить связыванию его со Всевышним. И этим достигается наиболее полное служение Ашему.

01:58 

Красивый мидраш

elishevale
"Задумал Аман истребить всех Иудеев".
Свила птица гнездо на морском берегу. Смыло гнездо прибоем. Озлилась птица и давай клювом воду из моря на берег выливать, а песок с берега бросать в воду. Увидала это другая птица и спрашивает:
— Что это ты делаешь, безумная?
— Не уйду отсюда, — отвечает первая, — пока не превращу море в сушу и сушу в море.
— Глупейшее ты создание! Многое ли ты, в конце концов, сделать можешь?
И про Амана сказал Господь:
— Я, Всемогучий, возымел намерение истребить народ израильский и не мог сделать этого, едва только встал Моисей, чтобы отвратить гнев Мой, а глупец Аман "убить, погубить и истребить их" задумал! Клянусь, голова его станет искуплением их. Им — спасение, ему — виселица. (Эстер Раба; Аба Гурион)

15:33 

Мишпотим

elishevale
Мишпотим и хуким - два типа заповедей.
Мишпотим - это заповеди, имеющте логическое обоснование. И даже если бы Всевышний их не заповедовал, то человечество пришло бы само к их необходимости, так как без них невозможно существование человеческого общества. Например, запреты кражи и убийства.
Хуким - "непонятные" заповеди, нет у них логического обоснования. Например, запрет есть свинину, варить мясо в молоке, запрет совершать работу в субботу.
Человек по природе своей более склонен выполнять заповеди, имеющие логическое обоснование, так как он понимает их необходимость. Хуким же человек совершает в основном заставляя себя, так как не видит никакой причины, зачем ему делать это. Однако Тора требует от человека, чтобы он выполнял хуким так же как и мишпотим, и по этому в главе, под назвпнием "мишпотим" Тора перечисляет так же хуким, например, не варить козденка в молоке матери.
Но как это возможно?
Это можно понять, задумавшись о причине различия в выполнении хуким и мишпотим - так как причина их выполнения (понимание или принуждение себя) различна, поэтому отличается и отношение к их выполнению. Но если мы найдем одинаковую причину для их выполнения - мы будем выполнять тх с одинаковым воодушевлением. И таких причин несколько.
Одна из них - то, что выполняя заповеди мы связываемся со Всевышним. Понять это можно на примере: у великого ученого и п остого сапожника нет никакой связи. Когда она появляется? Когда ученому надо починить сапоги. Так и с нами и Всевышним, связь возмлжна только через то, что Всевышний от нас чего-то хочет. А разница между нами и Всевышним несравнимо больше разницы между ученым и сапожником!

12:36 

Itro

elishevale
Наша недельная глава называется "Итро", по одному из 7 имен тестя Мойше Рабейну. И это на первый взгляд не понятно: ведь у нас описывается гораздо более важное событие в жизни еврейского народа, чем приход Итро - дарование Торы! Поему же это никак не отражено в ее названии?
читать дальше

Иудаизм и все-такое

главная