В совеем предисловии к нашей недельной главе пишет рабейну Бехайе (которого мы приводили в прошлой главе), что «жизнь и смерть – в руках языка» (Притчи 18). Сотворение человека описывается словами «и был человек душой живой», и объясняют мудрецы, что основа существования человека – это его разговор (то есть разговор – основное занятие человека). Речь – это производное разума, именно поэтому животные, не обладающие разумом, не могут говорить. И именно в речи – основное преимущество человека.
Но раз так, то от речи и многое зависит. И поэтому царь Соломон (Шломо а-мелех) предупреждает людей, что есть у них 2 пути: путь речей Торы и заповедей, и это путь жизни, и путь злого языка (лашон а-ра), сплетен и прочих грехов, связанных с речью, и это путь смерти, как известно высказывание наших мудрецов, что «лашон а-ра убивает троих: того, кто говорит, того, о ком говорят, и того, кто слушает».
И после этого сообщает нам Шломо а-мелех, что человек должен придерживаться того, чтобы говорить всегда мягко, так как мягкие речи укрощают гнев, и даже гнев царя.
И Йеуда,сын Яакова, хотя и знал, что он невиновен, и был большим силачом (как и все братья. А ведь мы знаем, что двое из них – Леви и Шимон – вырезали целый город (Шхем) в 13 лет), но он был еще и очень мудрым человеком, и поэтому понял, что сейчас не время гнева, а наоборот, и начал вести беседу мягко, и тем самым усмирил «гнев», который показывал им Йосеф.