00:25 

Коменнтарий рабейну Бехайе на главу Ваехи

В своем предисловии к недельной главе «Ваеhи» объясняет рабейну Бехайе следующий стих из Писаний:
«На пути правды – жизнь, и по направлению ее стези – бессмертие» (Притчи 12:28).
Шломо а-мелех (царь Соломон) сообщает нам в этом стихе о великой силе цдоки, что она дает великую награду и продлевает дни. Хотя дни человека определяются Небесным Судом, но, тем не менее, в силах цдоки не только не допустить их сокращения из-за каких-либо грехов, но и увеличить их, больше чем было постановлено. В Талмуде приводится множество историй на эту тему, вот одна из них:
Как-то раз раби Акива сидел с персидскими астрологами, и они ему сказали, что его дочь умрет в день свадьбы. Он очень волновался, но тем не менее, когда пришел срок, устроил пышную свадьбу, положившись на Всевышнего, что все будет хорошо. Перед сном его дочь, вытащив булавку из волос, воткнула ее в щель в стене, а утром, достав оттуда, обнаружила, что проткнула ей змею, которая была в этой трещине (и от которой ей, видимо, предстояло умереть). Спросил ее отец: «что ты сделала?», и она ответила, что вчера, во время свадьбы она заметила нищего, который просил еду, но все были так заняты хлопотами, что не заметили этого. Тогда она взяла пирог и отдала ему. Этим она и продлила свои дни.
И отсюда понятно, что идущий ее путями не найдет смерти, то есть не умрет раньше положенного ему на Небесах срока.
В цдоке есть несколько ступеней, в зависимости от того, кому даешь (есть другой вариант деления цдоки на уровни ,но об этом, наверно, в другой раз): самый низкий – давать цдоку неевреям, выше – евреям из другого города (это похоже на то, кому нормальный человек окажет предпочтения, если придется выбирать кому помочь – родственнику или нет), потом – бедному своего города, потом – своим родственникам, далее – детям и, наконец – родителям, и нет уровня выше этого.
Всевышний руководствуется с нами, в основном, принципом «мера за меру» - то ест расплата за наши хорошие и плохие поступки соответствует этим самым поступкам, например, когда мы кого-либо в этом мире оправдываем – на Небесах оправдывают нас.
Так было и с Яаковом – он кормил своего сына 17 лет, как написано «и вот порождения Яакова, Йосеф, семнадцати лет..», и за это Всевышний устроил так, что он будет получать пропитание от Йосефа на протяжении тех же 17 лет, как написано в начале нашей главы «И жил Яаков в Египте 17 лет».

   

Иудаизм и все-такое

главная